Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя следующие компоненты:
Личностная готовность - принятие ребенком новой социальной позиции — статуса школьника.
Способность произвольно регулировать поведение, иными словами готовность ребенка подчинять свое поведение требованиям взрослых и множеству правил.
Волевая готовность. Важно помнить, что к 6-ти годам у ребенка только происходит формирование компонентов волевого действия, однако эти компоненты недостаточно развиты, а цели и задачи, которые ставят ребенку, бывают им не всегда осознаны. Именно поэтому родителям важно устанавливать перед ребенком четкие цели, проговаривать и прояснять с ним уровень понимания того, чего от него требуется, тогда у ребенка появится достаточно мотивации и желания достигать эту цель.
Уровень развития познавательных возможностей.
Прежде всего, речь идет о внимании, памяти и мышлении. В психологии рассчитаны нормы этих показателей для детей разного возраста, и по ним можно более или менее точно судить, в состоянии ли ребенок справиться со школьной программой.
Социально-психологический компонент: умение входить в группу и желание общаться со сверстниками.
Для процесса обучения важно чтобы ребенок мог вписаться в школьный коллектив и чувствовал там себя комфортно. Ведь в начальной школе довольно широко используется групповая форма работы, поэтому ребенок, у которого не сформированы навыки взаимодействия, может из-за этого начать испытывать трудности как с социализацией, так и с освоением учебного материала.
Мотивационный компонент: сформированность учебных мотивов.
Порой родители полагают, что ребенок сам по себе будет относиться к обучению ответственно и заинтересованно. Полагаясь исключительно на то, что «единоразово» поговорили с ребенком на тему школы и он «все верно понял». Однако это не всегда так и со стороны родителей недостаточно просто убедить ребенка, что учиться нужно для будущего, а следует организовать этот процесс так, чтобы он вызывал у малыша интерес и непосредственно привлекал его.
Со стороны родителей важна поддержка, которая даст ребенку возможность сформировать здоровое и адекватное отношение к школе, к учителям, учебной деятельности и сверстникам. Важно прояснять с ребенком и помочь ему найти личный ответ на вопрос: зачем с его точки зрения, нужно ходить в школу.
Чтобы повысить готовность ребенка к обучению в школе, родителям важно обучать детей следующим вещам:
- выполнению школьного режима;
- способности правильно воспринимать ситуации урока;
- осознавать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль;
- своевременно выполнять учебные задания в школе и дома;
- самостоятельной работе без присутствия взрослого;
- выполняя ту или иную задачу быть ориентированным на достижение результата, а не только избегания наказания;
- проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.
Что еще могут сделать родители для гармоничного развития ребенка перед школой?
- Поддерживать детей в выполнении задач развития;
- Способствовать развитию навыков ребенка;
- Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов;
- Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по-своему;
- Давать много поощрений при обучении новому;
- Быть надежным источником информации о людях, мире и т.д.;
- Быть четким относительно того, кто за что отвечает;
- Поощрять способности ребенка думать логично и творчески;
- Предлагать способы решения проблем;
- Давать понять, что вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с вами;
- Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства.
Не делайте обесценивающих замечаний ребенку, если у него не сразу все, получается, показывайте ребенку что ошибаются все, даже взрослые и поддерживайте его стремления исправить ошибку.
Помните, что только обучение в радостной и психологически комфортной обстановке принесет желаемый результат.
Не игнорируйте ребенка и его проблемы и не лишайте его права голоса. Ребенок всегда при любых обстоятельствах имеет право на то, чтобы объяснить свои действия, сделать выводы и исправить ситуацию. Со стороны родителей важны послания, которые дают ребенку точное понимание того, что дома его поддержат, направят и любят, несмотря ни на какие детские притирки и ошибочные стратегии поведения.