Психологическая готовность ребенка к обучению в школе © СШ №155 г.Минска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя следующие компоненты: 

    Личностная готовность -   принятие ребенком новой социальной позиции — статуса школьника.

    Способность произвольно регулировать поведение, иными словами готовность ребенка подчинять свое поведение требованиям взрослых и множеству правил.

    Волевая готовность. Важно помнить, что к 6-ти годам у ребенка только происходит формирование компонентов волевого действия, однако эти компоненты недостаточно развиты, а цели и задачи, которые ставят ребенку, бывают им не всегда осознаны. Именно поэтому родителям важно устанавливать перед ребенком четкие цели, проговаривать и прояснять с ним уровень понимания того, чего от него требуется, тогда у ребенка появится достаточно мотивации и желания достигать эту цель.

    Уровень развития познавательных возможностей.

Прежде всего, речь идет о внимании, памяти и мышлении. В психологии рассчитаны нормы этих показателей для детей разного возраста, и по ним можно более или менее точно судить, в состоянии ли ребенок справиться со школьной программой.

    Социально-психологический компонент: умение входить в группу и желание общаться со сверстниками. 

Для процесса обучения важно чтобы ребенок мог вписаться в школьный коллектив и чувствовал там себя комфортно. Ведь в начальной школе довольно широко используется групповая форма работы, поэтому ребенок, у которого не сформированы навыки взаимодействия, может из-за этого начать испытывать трудности как с социализацией, так и с освоением учебного материала.  

  Мотивационный компонент: сформированность учебных мотивов. 

Порой родители полагают, что ребенок сам по себе будет относиться к обучению ответственно и заинтересованно. Полагаясь исключительно на то, что «единоразово» поговорили с ребенком на тему школы и он «все верно понял». Однако это не всегда так и со стороны родителей недостаточно просто убедить ребенка, что учиться нужно для будущего, а следует организовать этот процесс так, чтобы он вызывал у малыша интерес и непосредственно привлекал его.

Со стороны родителей важна поддержка, которая даст ребенку возможность сформировать здоровое и адекватное отношение к школе, к учителям, учебной деятельности и сверстникам. Важно прояснять с ребенком и помочь ему найти личный ответ на вопрос: зачем с его точки зрения, нужно ходить в школу. 

 

  Чтобы повысить готовность ребенка к обучению в школе, родителям важно обучать детей следующим вещам: 

  • выполнению школьного режима;
  • способности правильно воспринимать ситуации урока; 
  • осознавать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль;
  • своевременно выполнять учебные задания в школе и дома;
  • самостоятельной работе без присутствия взрослого;
  • выполняя ту или иную задачу быть ориентированным на достижение результата, а не только избегания наказания;
  • проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.

 

Что еще могут сделать родители для гармоничного развития ребенка перед школой?

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития;
  • Способствовать развитию навыков ребенка;
  • Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов;
  • Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по-своему;
  • Давать много поощрений при обучении новому;
  • Быть надежным источником информации о людях, мире и т.д.;
  • Быть четким относительно того, кто за что отвечает;
  • Поощрять способности ребенка думать логично и творчески;
  • Предлагать способы решения проблем;
  • Давать понять, что вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с вами;
  • Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства.

 

Не делайте обесценивающих замечаний ребенку, если у него не сразу все, получается, показывайте ребенку что ошибаются все, даже взрослые и поддерживайте его стремления исправить ошибку.

Помните, что только обучение в радостной и психологически комфортной обстановке принесет желаемый результат. 

Не игнорируйте ребенка и его проблемы и не лишайте его права голоса. Ребенок всегда при любых обстоятельствах имеет право на то, чтобы объяснить свои действия, сделать выводы и исправить ситуацию. Со стороны родителей важны послания, которые дают ребенку точное понимание того, что дома его поддержат, направят и любят, несмотря ни на какие детские притирки и ошибочные стратегии поведения.