Советы родителям для развития устной речи ребенка © СШ №155 г.Минска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Советы родителям для развития устной речи ребенка

СОВЕТЫ
родителям, для оказания помощи своему ребёнку

        Устная речь вашего ребенка - прочный фундамент для успешного обучения и  плавного его погружения в мир письменной речи - чтение и письмо. Вашему вниманию я предлагаю небольшие советы для оказания помощи вашему ребенку.

  1. Если ребёнок не произносит или неправильно произносит звуки, срочно обратитесь к  логопеду за консультацией. Если логопед уже занимается с вашим ребёнком, приложите максимум усилий, чтобы закрепить звуки в речи.  Этот этап  полностью зависит именно от вас!

     Почему это так важно, исправить нарушенное  произношение  звуков?   Как известно, речь бывает устная и письменная. При обучении новая для ребёнка система письменной речи надстраивается над уже сформированной (к моменту начала обучения в школе) системой устной речи. Если в развитии устной речи имели место какие-либо нарушения, то у такого ребёнка велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку и чтению. В таком случае в тетради ребёнка появятся так называемые "логопедические ошибки" (балка вместо палка, белёза вместо берёза, Шаша вместо Саша и т.д.)

 

2. Если ребёнок плохо ориентируется в звуковой стороне слова, можно предложить ему поиграть в игры с картинками:

- «Где спрятался звук?» ( найти картинку с заданным звуком),

- «Подбери картинки, начинающиеся со звука…»

    - «Определи место звука в слове.»

    - «Определи первый, второй, третий и т.д. звук в слове.»

       3. Если ребёнок имеет недостаточно богатый словарь, поиграйте с ним в игры:

- «4-ый лишний» с обязательным называнием предметов и объяснением своих действий с ними;

- «Угадай по описанию» (взрослый описывает предмет, не называя его, ребёнок его угадывает);

-  «Загадай предмет» (ребёнок описывает предмет, взрослый угадывает);

- «Назови слова, которые обозначают транспорт»,

- «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну»,

- «Вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный- горячий».

- Если ваш ребенок только что посмотрел мультфильм, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.   Иногда в речи 7-летних детей встречаются  грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторять правильно, спокойным ровным тоном. 

    Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

4. Если ваш ребёнок неправильно употребляет разные формы слов и делает ошибки при согласовании их между собой, вам поможет счёт предметов с обязательным их называнием:

-  Счёт весёлых котят, большие деревья и т.п.

-  Игры с картинками «Чего не стало?» (убрать картинку), «Что без чего?» (стул без ножки), «Один-много» (кот - коты, окно - окна и т.п.)

  5. Если у вашего ребёнка не очень хорошо развита связная речь, вы должны следить за тем, чтобы:

- ваш ребёнок, отвечая на ваши вопросы или в свободном общении, пользовался полными предложениями;

- при рассказе или пересказе чётко и последовательно излагал свои мысли (при необходимости нужно поправлять его).

 При совместном прочтении книг  разберите новые (сложные) слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

 

6. Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, как успешно выполняет графические задания, вырезает геометрические фигуры.

  Если данный вид работы вызывает у ребенка затруднения, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке. Работа родителей должна быть направлена на:
1. Развитие мелкой моторики руки (пальчиковая гимнастика, массаж рук, лепка из пластилина, оригами…).
2. Отработка дифференциации правых и левых частей тела: 
    - Показать правую руку, затем левую.

- Взять предмет то правой, то левой рукой.
3. Формирование ориентации в окружающем пространстве: 
-Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку:

  • "Покажи, какой предмет находится справа от тебя"
  • "Положи книгу слева от себя".

- Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

 

ПРАВИЛА
для родителей, при общении с детьми

При общении с ребёнком не забывайте использовать следующие правила:

 

  1. В общении следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, обязательно объясняйте ребёнку.

 

  1. Не подстраивайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами — всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

 

  1. Стремясь показать ребёнку неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее — тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

 

  1. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

 

      Но как бы ни сложилась школьная жизнь вашего ребенка, никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни.  

 

       Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку доверяют и, самое главное, где его любят.