Чтение без ошибок © СШ №155 г.Минска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Чтение без ошибок

ЧТЕНИЕ БЕЗ ОШИБОК      

 

   Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительные, речедвигательные и слуховые органы. Чтение – это один из видов письменной речи, оно формируется на базе хорошо развитой устной речи.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Потом каждая буква соотносится со звуком, формируется звуковой (произносительный) образ слова. И, наконец, звуковой образ связывается со значением этого слова. Так происходит понимание читаемого.

Для того чтобы каждая буква была успешно усвоена ребенком необходимы такие условия:

  1. Ребенок должен различать все звуки речи, не смешивать их между собой. В противном случае одна и та же буква может соотносится с разными звуками. Усвоение буквы происходит медленно, за ней не устанавливается определенного звука.
  2. Ребенок должен хорошо усвоить оптический (зрительный) образ буквы. Различие многих букв заключается в разном положении одних и тех же элементов (ь, р) или в разном количестве их (ц, щ). Поэтому очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты пространственные представления (право - лево, верх - низ).
  3. У ребенка должна быть хорошая зрительная память, чтобы запомнить начертание буквы.

Осознание смысла слова происходит лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух.

Нарушение процесса чтения называется – «дислексия». Дислексия чаще встречается у мальчиков. При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

  1. Замены и смещение звуков при чтении.
  2. Побуквенное чтение – нарушение слияния букв в слоги и слова.
  3. Искажение структуры слова – пропуски, перестановки, добавление букв.
  4. Нарушение понимания прочитанного.

У детей с дислексиями часто наблюдается недоразвитие моторики, что сказывается на формировании пространственных представлений. Дети-дислексики испытывают трудности в определении правого и левого, верха и низа. Неточно определяют форму и величину предмета. Чаще встречаются дислексии у детей «левшей». У детей-дислексиков часто встречаются нарушение устной речи, задержка речевого развития. Слуховое восприятие при дислексии неустойчиво, это затрудняет овладение звуковым образом слова.

 

 

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ  

 

  1. Для устранения фонематической дислексии необходимо развивать звукобуквенный анализ слова, то есть определять количество и порядок звуков в слове. Для этого сначала ребенка учат определять, есть ли заданный звук в слове. Потом предлагают назвать первый звук в заданных словах: рак, рама, радио, работа, и т. д. После этого нужно научить ребенка называть звук в конце слова: лес, нос, квас, погас, компас.

Более сложным является задание определить, где находится заданный звук: в начале, в конце или в середине слова. Например, где находится звук – л – в словах: лапа, мыло, бал, палка, стол, ложка, молоко, гол, и т. д.

Последний этап – это последовательное называние звуков в слове: рак – р а к, каша – к а ш а, ручка – р у ч к а.

  1. При оптической дислексии наблюдаются трудности в усвоении зрительного образа буквы (путаются похожие по начертанию буквы). В связи с этим работа проводится в таких направлениях:

-                        развитие зрительного восприятия

-                        развитие зрительной памяти.

-                        - формирование пространственных представлений (верх - вниз, право – лево, под - над).

Ребенку можно предложить задание: положить ручку справа от тетради, карандаш положить слева от книги и т. д. Написать заданные буквы справа или слева от вертикальной линии.

Для развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:

-                        запомнить 4-5 картинок, потом назвать их по памяти

-                        запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, затем выбрать их среди других (8-10)

-                        разложить 3-4 картинки в нужном порядке после того, как их перемешал взрослый

-                        разложить по памяти буквы, цифры или фигуры так, как они лежали до перемешивания

-                        Игра «Чего не стало?» На столе 5-6 игрушек, ребенок запоминает их. Потом взрослый прячет 1 игрушку.

 

 

 

  1. Дифференциации зрительных образов букв.
    Необходимо сформировать четкий зрительный образ каждой буквы

-                        Найти заданную букву среди графически сходных букв.

-                        Определить буквы, находящиеся в неправильном положении среди обычных букв.

-                        Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.

-                        Дописать недостающие элементы буквы.

-                        Назвать буквы, наложенные друг на друга.

-                        Показать правильную букву в паре, где одна буква написана верно, а вторая зеркально к ней.

-                        Сконструировать буквы из спичек.

-                        Вылепить буквы из пластилина.

-                        Соотнести букву с каким-нибудь предметом: О – обруч, Ж – жук, П – перекладина, Н – лестница.

-                        Выучить стишки о буквах:

«А» - как лесенка стоит,
перед входом в алфавит.
Буква «Б» с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Эти несложные упражнения помогут ребенку избежать трудностей при чтении.